Публикуем краеведческую статью активиста союза пенсионеров Елены Серёгиной.

«Сделать как можно больше пользы моему Отечеству –
вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен
направлять все мои способности!»

2017 февраля 2023 года Константин Дмитриевич Ушинский родился в Туле (19 февраля по старому стилю, 3 марта – по-новому) 1823 года.

Эта дата зафиксирована в заявлении его матери, документах отца,
показаниях под присягой повивальной бабки,
присутствовавшей при рождении и крещении,
– метрики хранятся в Государственном архиве
Тульской области. Сразу сделать запись в цер-
ковную книгу местный священник не смог, так
как мальчика крестили во Всехсвятской церк-
ви, а она в то время считалась кладбищенской
и была бесприходской, потому не имела соб-
ственной метрической книги. Так что какое-то
время Костя жил без документов – они были
выправлены, когда пришла пора поступать в
гимназию. Священник, крестивший мальчи-
ка, к тому времени умер, поэтому Тульская
духовная консистория провела опрос свиде-
телей. Об этом можно прочитать в книге из
серии «Гордость земли Тульской» (Тула, При-
окское книжное издательство, 1991 г.,автор –
А. А. Петухов).

Константин Дмитриевич произошёл из
семьи советника тульской казённой палаты,
отставного офицера, участника Отечествен-
ной войны 1812 года, мелкопоместного дво-
рянина, который занимался куплей-прода-
жей и перемещением крестьян, фигурируя в
документах как Вшинский. Наверно, фамилия
казалась ему неблагозвучной, и он стал име-
новаться Ушинским. Мать, Любовь Степанов-
на, умерла, когда нашему герою исполнилось
всего 12 лет. В Туле Ушинские квартировали
в двухэтажном доме купца П. И. Авчинни-
кова, впоследствии снесённом. В детстве
и отрочестве Константин получал хорошую
домашнюю подготовку. Любовь Степановна
сама занималась обучением мальчика и, по-
хоже, вполне успешно – зачислили Ушинско-
го-младшего сразу в третий класс.

По окончании гимназии в 1840 году он
поступил на юридический факультет Москов-
ского университета, где слушал лекции из-
вестных профессора истории Грановского и
профессора философии государства и права
Редкина. По завершении курса был оставлен
в университете для сдачи магистерского эк-
замена. Он много читал, часто был инициа-
тором диспутов на различные темы. В круг
интересов Ушинского помимо философии и
юриспруденции входили и литература, и те-
атр, и вопросы распространения грамотности
и образованности среди простого народа.

В 1846 году Ушинского назначили испол-
няющим обязанности профессора камераль-
ных наук ярославского Демидовского лицея
по кафедре энциклопедии законоведения,
государственного права и науки финансов. С
марта по май 1848-го он даже редактировал
неофициальную часть газеты «Ярославские гу-
бернские ведомости». Однако непозволитель-
но либеральные взгляды молодого Констан-
тина Дмитриевича привели его к увольнению.
Некоторое время он зарабатывал на жизнь
переводами статей из иностранных журналов,
рецензиями и обзорами в журналах.

Через полтора года тщетных попыток
найти преподавательскую работу в Ярос-
лавле К. Д.Ушинский переехал в Санкт-Пе-
тербург и устроился на мелкую чиновничью
должность столоначальника департамента
духовных дел и иностранных вероисповеда-
ний. Сотрудничал с журналами «Современ-
ник» и «Библиотека для чтения».

В 1854 году ему удалось перейти на ра-
боту преподавателя русской словесности
и права в Гатчинском сиротском институте,
где через год он стал инспектором классов.
Закрытое среднее специальное учреждение
готовило будущих чиновников министерств
и департаментов. Институт славился своими
строгими порядками, малейшие оплошности
безжалостно наказывались. Учеников вынуж-
дали доносить друг на друга, а это порождало
вражду между ними. Между тем, его биогра-
фы отмечали, что Константин Дмитриевич
терпеть не мог подхалимства среди учеников
и несправедливости некоторых учителей.

За время пребывания на педагогиче-
ской должности Ушинский смог полностью
изменить суть воспитательного процесса.
Прекратилось воровство, кляузы, сухой
канцеляризм. Он считал, что цель воспита-
ния – формирование активной и творческой
личности, подготовка человека к физическо-
му и умственному труду как высшей форме
человеческой деятельности. «Самая важная
часть воспитания, – писал К. Д. Ушинский, –
образование характера. Никогда не обещай-
те ребёнку, чего нельзя выполнить, и никог-
да не обманывайте его». Во времена, когда
порка считалась неотъемлемой во многих
дворянских семьях и гимназиях, Константин
Дмитриевич утверждал, что страх телесного
наказания не сделает злого сердца добрым,
а смешение страха со злостью – самое от-
вратительное явление в человеке.

В стенах учебного заведения К. Д. Ушин-
ский обнаружил архив «полного собрания
педагогических книг» прежнего инспектора
Е. О. Гугеля, которые оказали на него огром-
ное влияние. Прочитав их, он опубликовал
имевшую большой успех статью «О пользе
педагогической литературы». После этого
стал постоянным автором «Журнала для вос-
питания», где развивал свои взгляды на си-
стему воспитания и образования в России.

В 1859 году его пригласили в Смольный
институт благородных девиц, где он во-
плотил в жизнь свои самые смелые идеи.
Ему удалось убрать разделение девушек
на простых и знатных, он ввёл в практи-
ку совещания и конференции педагогов, а
воспитанницы получили право проводить
каникулы и праздники у родителей. Педагог
ратовал, чтобы девиц учили на русском язы-
ке, и открыл специальный педагогический
класс, осуществлявший подготовку учащих-
ся на присвоение им квалификации воспи-
тательниц, с расчётом по окончании найти
работу. Одновременно с 1860-го Ушинский
редактирует «Журнал министерства народ-
ного просвещения», который благодаря ему
весьма отзывчиво относился к новым тече-
ниям в области народного образования.

В 1862-м К. Д. Ушинский был направлен
на пять лет за границу для лечения и изуче-
ния школьного дела. Он посетил Швейца-
рию, Германию, Францию, Бельгию, Италию,
перенимая передовой опыт работы женских
школ, детских садов, приютов. Свои заметки,
наблюдения, письма он объединил в статье
«Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году Константин Дми-
триевич написал и издал книги «Родное сло-
во», «Детский мир», а также особое «Руко-
водство к преподаванию по «Родному слову»
для учителей и родителей». Это были пер-
вые общедоступные российские учебники
по начальному обучению детей, оказавшие
огромное влияние на русскую народную
школу. Как пособие по методике преподава-
ния родного языка оно актуально до сих пор.
Только до 1917-го выдержало 147 изданий.

В назначенный срок Константин Дми-
триевич вернулся с семьёй в Россию. Свой
последний и главный научный труд – «Чело-
век как предмет воспитания» – он выпустил в
свет в 1868 году, позднее вышел второй том,
а третий остался незавершённым.

К. Д. Ушинского некоторые называют
православным мыслителем из-за того, что
педагогика, по его мнению, в своих основах
должна иметь религиозное обоснование. Он
считал нехристианскую педагогику «предпри-
ятием без побуждений позади, без результа-
тов впереди». К. Д. Ушинский был уверен в
необходимости изучения Библии в школе. Он
подчёркивал, что в процессе обучения нель-
зя отделять преподавание Закона Божьего от
других предметов. В его рекомендательных
статьях уделяется много внимания вопросу
создания и функционирования воскресных
школ. Константин Дмитриевич говорил о ре-
лигии как об одном из составляющих элемен-
тов воспитания, без которого невозможно
полноценное формирование личности.

К. Д. Ушинский был и талантливым
прозаиком. Его детские рассказы и сказ-
ки – «Четыре желания», «Слепая лошадь»,
«Проказы старухи-зимы» – отличает умелое
использование русского фольклора, точ-
ность деталей и ясность мыслей.

В последние годы жизни Константин Дми-
триевич выступал как видный общественный
деятель. В 1870 году посетил Симферополь.
Побывал в казённой мужской гимназии с об-
разцовым классом для наглядного обучения
как основатель этого способа, где позднее
принял участие во втором крымском учитель-
ском съезде Таврической губернии. Из вос-
поминаний учителя И. П. Деркачева после по-
сещения женского училища: « Дружественный
тон, которым автор «Родного слова» говорил
с учителями, мягкость обращения и простота
быстро привлекали к нему всех. Он смотрел
на каждого учителя, как на равного себе то-
варища, и скромно, терпеливо, с непритвор-
ным уважением слушал всякое замечание и
возражение... Проэкзаменовал всех учениц,
поступивших в первый класс. Учительницу по-
разило, с каким искусством великий педагог
опрашивал детей. Он ставил вопросы просто,
ясно и в то же время так, что по ответам можно
было легко понять, насколько подготовлена и
развита та или иная ученица»...

В Туле память знаменитого земляка уве-
ковечена в названии улицы в Пролетарском
округе. А на угловом здании перекрестка
улиц Тургеневской и Менделеевской уста-
новлена мемориальная доска с надписью:
«Здесь, на бывшей улице Барановой, стоял
дом, в котором родился великий русский пе-
дагог Ушинский Константин Дмитриевич».

Елена СЕРЁГИНА.
Фото из открытых источников.

МК, 17 февраля 2023г.

Компонент комментариев CComment