Vivat, Журбин!
5 ноября в Туле состоялась мировая премьера оперы «Счастливый день» Александра Журбина и в его присутствии. Это проект областной филармонии и министерства культуры в рамках комплекса мероприятий «Тульский кремль-500», «Народная опера – классика для всех», получивший грантовую поддержку.
Напомним, что впервые идея сочинить оперу для Тулы прозвучала на прошлогоднем кинофестивале «Улыбнись, Россия!» - именно такое напутствие было дано А. Журбину на церемонии его награждения специальным призом фестиваля.
Я лично с большим уважением отношусь к этому удивительному композитору, его творческой манере. Так, он шокирует наших эстетов тем, что готов на спор написать произведение в любом жанре и стиле и его не отличишь от венской или саксонской школы. Поэтому нисколько не сомневался, что он не проигнорирует это смелое предложение и сочинит интересный продукт.
Так и вышло, причём ровно через год.
Как повествует афиша, эта опера возрождает и актуализирует традиции классической оперы-буффа, с яркими ариями, ансамблями и хоровыми сценами, возвращает зрителю мелодическое начало лучших образцов оперной музыки. При этом сама музыка гармонична и доступна для восприятия самой широкой аудиторией. Это в полном смысле народная опера, уверяет авторы, опера для всех. В этих качествах они и видят залог развития оперного жанра.
Со всем согласен. Действительно, «в лучших традициях». Что-то наподобие «Любовного напитка» Доницетти, ей-ей. Безо всяких на сегодня модных вывихов и хулиганистой режиссуры. Хотя… в зал вбежали запыхавшиеся музыканты, уже при пении хора на сцене, и сам Журбин пояснил со своего места в середине партера, что это, наверно, засидевшиеся в буфете и предложил милостиво их простить. А тут ещё увертюра прозвучала после вступления хора. И тоже сказали, что сами перепутали. Я почти поверил и - простил.
Музыкальная часть «завоёвывает» зрительское (точнее, слушательское) внимание сразу и не отпускает на протяжении всего двухчасового действа. Это редкий случай, когда опера понятна для всех. Запоминается лейтмотив, он очень цепкий, громкий, с трубами (ну Лаврик же!), как на вердиевских премьерах, когда сразу после представления на улицах начинали распевать только что услышанные арии и мелодии. Но у нас это не принято, а зря.
По мере разворачивания действия удаль режиссёра пошла на спад, и всё происходило в рамках приличий и традиций. Но было всё оочень красиво, динамично, интересно.
Да, опера была поставлена по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», вот только, как рассказал Журбин, авторским коллективом были «одушевлены» безымянные персонажи и внесены дополнительные действующие лица. Конечно, это было оправданно – солисты заиграли своими характерами, а массовые сцены получились истинно народными.
Кульминационный момент, возглас мальчика из толпы «А король-то голый!». Вот тут, как мне показалось, получился сбой. Не следовало его перебивать Эльзе, что опять отнесли к творческой задумке. Да и зачем пацану ангельское пение? Напротив, здесь бы проникновенней прозвучал озорной мальчишеский альт и ахами-охами прозревшей толпы. Но, слава Богу, минутная несуразность была сразу сглажена хоровым финалом, в лучших традициях комической оперы - мощной, зажигательной и с многократным повтором, сценой.
И при этом постановщики рассчитывали, что они тем самым донесут до зрителя непреходящие человеческие ценности: скромность, искренность и честность, благодарность и любовь.
Первое исполнение новой оперы А. Журбина состоялось благодаря участию Тульского филармонического оркестра п/у Владислава Лаврика, Тульского госхора (х/р А. Соловьёв), исполнители сольных партий – молодые артисты московских театров, режиссёры П. Бертэн, Д. Маркин, автор либретто М. Маркин.
Уже после я узнал, что в спектакле были заняты музыканты и артисты, накопившие антитела к коронавирусу. Тем паче, что часть оркестра восседала прямо в зрительном зале, по боковым проходам, и также начало было разыграно в освещённном для этого партере. Впрочем, в Большом зале филармонии и так соблюдались требуемые условия, необходимая социальная дистанция.
Предваряя премьеру, заместитель председателя правительства области Ольга Гремякова зачитала приветственное слово губернатора Алексея Дюмина, его поздравления юбиляру, виновнику торжества. А сам Александр Журбин выразил уверенность, что глава области лично посетит следующий показ оперы.
Очень бы хотелось, чтобы был повтор. Обязательно ещё раз схожу. Благо, билетики давали от 300 рублей, а пенсионерам - скидка.
Евгений В. Адаев,
активист Тульского РСП.
DSC_5536.jpg
DSC_5690.jpg
DSC_5623.jpg
DSC_5623.jpg
DSC_5814.jpg
Фото: Тульская филармония и mirnov.ru
Компонент комментариев CComment